Русская линия
Русский дом Сергей Михеев01.05.2024 

Сугробы и безопасность

Сергей МихеевПосле теракта в «Крокусе» в центре общественного обсуждения оказался вопрос миграции. Как навести порядок в этой сфере? Нужны ли нам мигранты, какие и сколько? Где кончается экономика и начинается безопасность государства? Кто будет убирать сугробы и работать на стройках? Какова зарубежная практика? На эти и другие вопросы отвечает известный политолог Сергей Александрович МИХЕЕВ.

Стратегия на будущее

— Сергей Александрович, на коллегии МВД президент призвал кардинально обновить подходы к миграционной политике, поручил правоохранительным органам «обеспечить интересы и безопасность государства и общества» и указал на то, что «принцип, что приехать жить и трудиться в России могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю». Накануне стало известно, что МВД завершило работу над законопроектом, ужесточающим контроль в сфере миграции, в числе предлагаемых мер — сокращение срока временного пребывания иностранцев до 90 дней в течение календарного года, а также цифровой профиль иностранного гражданина, позволяющий отслеживать место жительства и работы мигранта.

Вас, человека, много выступавшего за наведение порядка в этой сфере, такая постановка вопроса удовлетворяет?

— Я удовлетворён тем, что Путин это сказал. Что же касается предлагаемых МВД мер, то они, конечно, нужны, но это не является радикальным переосмыслением в принципе миграционной политики. По большому счёту это косметические меры, а, на мой взгляд, требуется изменения всей существующей у нас концепции. Это концепция глобалистского Запада, в которой переток через границы людей и денег — это главное, а всё остальное, включая безопасность государства, вторично.

Концепция эта появилась у нас в 90-х годах, занесена была либеральным ветром перемен. С того момента, как она к нам зашла, так она здесь и процветала.

Сегодня необходимо её базовое переосмысление.

— Переосмыслили, а что дальше?

— А дальше, во-первых, в сфере миграции должно быть чётко проработано экономическое обоснование того, сколько действительно мигрантов нам надо, в каких отраслях экономики и под какие проекты.

Во-вторых, необходимо ввести некую проектную систему для привлечения мигрантов. Условно говоря, есть у вас какой-то проект, вам надо построить мост, но не хватает рабочих рук. Вы делаете запрос и получаете под свою ответственность такое-то количество людей под такой-то срок.

В-третьих — это уже стратегическая цель — должно быть постепенное избавление России от зависимости от рабочих рук извне. Потому что любая зависимость от внешних факторов — это вопрос безопасности. Иначе мы только будем получать эти проблемы по нарастающей — от теракта к теракту, от проблемы к проблеме. И тогда многие наши усилия, в том числе и на фронтах спецоперации, могут оказаться тщетными.

— Недавно в центральных СМИ с подачи директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Марины Храмовой вышел целый ряд публикаций о том, что России придётся бороться за трудовых мигрантов из СНГ с Китаем, ОАЭ и Европой.

— Для меня это совершенно очевидная сфабрикованная информационная кампания, как и многие другие. На самом деле никуда поехать они дальше России не могут, а если и могут — это не наши проблемы.

— Ну хорошо, а как же экономическая интеграция наших стран? Разве она нам не нужна?

— Нужна, но другая. Нужно, чтобы были связаны наши производственные цепочки, когда наши люди работают у нас, а они — у себя на родине. Потому что огромное количество мигрантов приезжает сюда отнюдь не двигать развитие России, а наоборот, тянуть её в среднеазиатский рынок — базар-вокзал.

Огромное количество людей работают в непроизводственных сферах — торговля, общественное питание, доставка продуктов, такси и прочее. Способствует ли это развитию инновационной экономики? Конечно же, нет, более того — создаёт немалое количество проблем.

Сначала надо понять, а сколько действительно нужно мигрантов для экономики России, чтобы развиваться инновационно. И каких людей. Эти вещи должны быть чётко обоснованны.

Липовые паспорта

— Об этом много писали, и президент на той же коллегии МВД констатировал, что не знающие русского языка мигранты получают за взятки паспорта, а русские люди годами не могут получить гражданство. Что делать с липовыми паспортами?

— Для начала давайте отделим проблему миграции от проблемы получения гражданства. По-хорошему в этой ситуации передачу паспортов выходцам из Средней Азии и Закавказья надо бы приостановить. Полностью заморозить до выяснения и выявления всех коррупционных схем. Вы посмотрите, что делается: в одном только Петербурге выявили 300 тысяч выданных паспортов по коррупционным схемам, в Екатеринбурге и Челябинске писали о десятках тысяч. Давайте проверим. В конце концов, это уголовное преступление. Почему местный гражданин за дачу взятки подвергается уголовному наказанию, а мигрант нет.

Кроме того, нам не нужно увеличение количества граждан всё равно за счёт кого. Нам нужны люди, которые разделяют идентичность России, которые готовы быть лояльными гражданами и патриотами. Если многие из этих

людей получили гражданство через взятки, а это доказано, получается, что они свой путь в Российскую Федерацию начали с уголовного преступления, с дачи взятки. Будет ли такой человек лояльным гражданином? Ответ на этот вопрос мы видим на примере того, как они спешат встать на учёт в военкоматы.

— А вот интересно, есть ещё такие страны кроме России, где мигрантов лечат за счёт принимающего государства, их детей содержат в детских садах, лечат за государственный счёт?

— Я никогда в жизни такого не слышал. Разве что в Европе могут выдавать пособие мигрантам. Но европейская миграционная политика провалилась.

Там в целых районах местные власти уже не контролируют ситуацию. Самое главное, надо избавиться от иллюзий, что есть какие-то практики и технологии по их ассимиляции. Всё, что у нас есть — переписанные под кальку рекомендации европейцев, которые мы получили ещё в 90-е годы. Но дело в том, что в Европе эти рекомендации не сработали. Да просто провалились!

Поэтому читать эти методички по толерантности, которые переведены с английского, не имеет смысла.

Так что, на мой взгляд, все эти благостные меры от лукавого. Я считаю, что тратить на них государственные деньги — на самом деле деньги налогоплательщиков — не имеет смысла. Приехал поработать? Поработал — уехал. А семья остаётся на родине. Ведь что сейчас получается: заехал миллион мигрантов, а за ними подтягиваются семьи — а это уже 5 миллионов человек, которых надо лечить, обучать. А далее они получают здесь гражданство, рождают детей, получают материнский капитал, дотации и прочее.

— Зачем бюджет берёт такие гигантские траты на себя? Чем это может быть оправдано?

— Ничем. Это отрыжка либеральной политики 90-х годов, когда нами заправляли люди, которые хотели, чтобы Россия стала не русской.

— А может быть, вопрос исключительно в деньгах?

— Да нет, здесь не только деньги.

Этот как раз способ размыть суверенность и создать конфликтную ситуацию внутри страны. С помощью оранжевой революции не удаётся взорвать страну изнутри, а давайте-ка завезём сюда миллионы мигрантов. Кто-то тупо моет деньги, а у кого-то есть и далеко идущие цели.

А как дела в ОАЭ?

— Вернёмся к зарубежному опыту. Цифровой профиль мигранта, который среди прочего предлагается в законопроекте МВД, есть и в правоприменительной практике других государств. В частности, что работодатель должен иметь ответственность за завоз мигрантов, о чём вы говорили. Не знаю, как это будет у нас, но в Объединённых Арабских Эмиратах вот как: человек приезжает на работу на полгода, далее ему продлевается разрешение, только если за этот срок за ним не замечено ни одного нарушения (хоть перейдёт зебру на красный свет). Эта схема будет работать у нас?

— Надо посмотреть, как цифровой контроль будет применяться у нас.

Кстати, с ОАЭ очень хороший пример. Потому что в Объединённых Арабских Эмиратах мигрантов больше, чем коренного населения. Но законы страны настолько жёсткие, что мигрантам не оставляют возможность вести какую-то противоправную антигосударственную деятельность. Они настолько зависимы от принимающего государства, что понимают, что если хотят зарабатывать деньги, то должны строго соблюдать все местные нормы и правила. А власти понимают, что если не будут держать ситуацию под контролем, то от Эмиратов ничего не останется. И эта практика заслуживает как минимум внимания.

Потому что контроль усложняет коррупционные схемы. Поэтому теоретически такие правила могут и у нас работать. Но для этого потребуется очень серьёзная перестройка всего механизма работы нашего государства, которое последние 30 лет придерживалось либеральной идеологии в этой сфере.

В результате мы внутри страны имеем государства в государстве, которые представляют собой угрозу национальной безопасности. Ведь диаспоры, по сути, превращаются в подобие политических партий, а у нас политические партии по этническому и религиозному признаку запрещены. И более того — местные власти с ними заигрывают, ходят к ним на поклон, просят их уладить их проблемы, возникшие с теми или иными этническими сумасбродами. Эти параллельные структуры легитимности размывают государство.

Дядя Турал порешает?

— Сейчас выясняется, что перед терактом группой депутатов готовился законопроект, по сути легализующий диаспоры, согласно которому при органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут создаваться консультативные советы по делам национально-культурных автономий. После «Крокуса» его тихо положили под сукно. Но ведь диаспорам и без этого закона живётся хорошо. В некоторых городах и регионах они уже серьёзно влияют на местную власть, как это случилось в Котельниках или в Челябинской области. Вот в Челябинске осудили русских школьников как якобы нацистов за то, что посмели дать отпор этнической банде малолеток, терроризирующих местных детей. Русских подростков посадили, а, как пишут блогеры, таджикская группировка продолжает обирать местных школьников. Или суд в той же Челябинской области, который дал условный срок бойцу поп-ММА, который ударом в горло убил ветерана СВО. После шума, поднятого журналистами, на этот скандальный случай обратил внимание Бастрыкин, поручивший проверить правомерность такого решения. То есть президент страны говорит, что участники спецоперации — это элита, элиту убивает заезжий мигрант, а государственный орган оказывается не в состоянии покарать преступника. Это какаято насмешка над государственной властью. То есть мы можем принимать какие угодно правильные законы, но на местах всё равно будет решать подкуп и алчность, угрозы и страх. Что с этим делать?

— Только одно — государство должно проявить политическую волю и твёрдой рукой навести здесь порядок.

Вот тот же Челябинск действительно постоянно всплывает по разным скандальным случаям. Значит, там есть серьёзная проблема с коррупцией и эту проблему надо устранять. Кого-то снимать или сажать. Серьёзно перетряхивать все эти аппараты, потому что, к сожалению, очень часто продвигают эти негативные тенденции простейшая связка: диаспоры (или этнические ОПГ), коррумпированные правоохранители и бизнес, зарабатывающий на мигрантах и связанный с местной властью. Вот этот пошлейший треугольник, где главное мерило — деньги, он и рулит. Надо его разрубать.

— А мы не испортим дружеские отношения с нашими партнёрами по СНГ и ОДКБ? Каково это будет в условиях санкций?

— У нас с ними, к сожалению, нет никакой дружбы. Это имитация. Да, они формально входят в какие-то интеграционные структуры. Но! Некоторые из них присоединились к санкциям против России. Ни одно из этих государств не признало Крым российским. Ни одно из этих государств не присоединилось к нашей операции в Сирии. Ни одно из этих государств не поддержало нашу борьбу с нацизмом на Украине. Три среднеазиатских республики отказались от использования карты «Мир». И даже в ООН они голосуют чаще всего не так, как нам надо. Это дружба? На самом деле мы развратили их подобным отношением к себе. Это точно так же, как мы разбаловали Запад, и теперь они не верят в то, что мы можем им ответить ядерным оружием. Потому что мы долго убеждали их в том, что мы равноправные партнёры, миролюбивые и предсказуемые.

Мы этим партнёрам оказывали очень много помощи, но в ответ получаем только шантаж: мы уйдём в Европу, в Америку. Что касается Средней Азии, то этот регион замкнут между Россией, Китаем и Ираном, и уходить им по большому счёту некуда. Ничего не смогут сделать, даже если захотят.

Разговоры о том, что в этом случае они уйдут к американцам — в пользу бедных. Пусть уходят куда угодно. На самом деле миграция должны стать для нас политическим рычагом. Мы можем любую страну Средней Азии и Закавказья поставить «на рога» просто угрозой высылки назад миллионов мигрантов.

И они это быстро поймут. К сожалению, они усвоили какую-то нашу излишнюю мягкость, ею пользуются и ещё пытаются диктовать здесь свои права. Тем более в ситуации с теми странами, которые решают за нас свои проблемы — у них избыток рабочей силы, и они не знают, куда их девать.

— А как же распространённое клише — это наши советские люди, деды вместе воевали?

— К сожалению, к нам едут уже совсем не те люди, с которыми мы вместе воспитывались в Советском Союзе. Это люди, воспитанные в новых постсоветских условиях, в которых антироссийская государственная идеология была тем, на чём они выросли. Они переносят её сюда. Плюс к тому радикальный ислам, который в их среде очень серьёзно работает.

Плюс криминализация сфер экономики, в которых они присутствуют. Мы довольно долго друг друга убеждали в том, что у нас не будет, как в Европе или Америке, потому что у нас есть опыт Российской империи и Советского Союза. А в чём он заключается?

В Российской империи и в СССР была гораздо более жёсткая государственная иерархия. А в Советском Союзе, как мы хорошо помним, был институт прописки. И никто никуда просто так толпами поехать не мог.

— Некоторое время назад глава Россотрудничества Евгений Примаков поддержал идею калининградского губернатора о Дорожной карте русского, по которой вводится упрощённая схема получения гражданства по этнической принадлежности к коренным народам России. Как вы относитесь к такому предложению?

— Хорошее предложение, тем более учитывая тот факт, что русский народ действительно оказался самым большим разделённым народом в мире. И об этом говорил наш президент — Владимир Путин. Если это так — позвольте русским вернуться на историческую родину. Слушайте, программы репатриации есть в Израиле, Германии и даже Казахстане. Этнические казахи, проживающие за пределами Казахстана, имеют приоритетное право вернуться в страну и получить гражданство. Почему русские этого права не имеют? Это их историческая родина. Если русский народ, являющийся становым хребтом России, будет так или иначе чувствовать себя ущемлённым или он будет отчуждён от судьбы государства, значит, тогда Россия закончится, потому что никакие диаспоры Россию не будут сохранять.

Они не будут заботиться о России, если о ней перестанет заботиться русский народ. И это никакой не национализм, это просто констатация факта. Только русский народ способен удерживать эту огромную территорию в едином государстве. Если его не станет, если он будет замещён другими, то мы с вами увидим распад России. И это ровно то, чего хотят наши враги.

— А как вам распространённый аргумент, что русские являются опорой России за рубежом?

— На самом деле они там выполняют роль заложников. Они страдают от местной этнократии, их там практически везде притесняют. Они стали заложниками, на которых начинают давить, как только надо надавить на Россию. А по-хорошему надо бы не просто упростить им получения гражданства, но и давать им подъёмные на то, чтобы они могли здесь обосноваться.

Какие ваши доказательства?

— Давайте пробежимся по основным аргументам противников наведения порядка в миграционной сфере. Самый распространённый — будет некому работать.

— Да, действительно, сейчас мы сами поставили себя в такое положение, когда совсем без трудовой миграции мы обойтись не можем. Но вопрос — на каком принципе их привлекать.

Необходимо выделить действительно важные для экономики проекты и на них приглашать конкретное количество людей, за которых будет нести ответственность тот, кто их приглашает. А по завершению проекта эти люди должны уехать.

— Застройщики утверждают, что за 30−40 тысяч местные жители отказываются работать на стройке.

— Конечно, никто не будет работать за такие деньги. Но в таком случае, господа застройщики, может быть, вам стоит уменьшить свою норму прибыли и повысить зарплаты рабочим? Ради безопасности государства. Мы все знаем, какие бешеные цены на жилплощадь в крупных городах, особенно в Москве или Петербурге. Одновременно государство должно понять, что без постройки социального жилья мы жилищную проблему не решим.

— А управляющие компании вам скажут: некому будет убирать сугробы и подметать улицы.

— Это вообще «песня». Вот смотрите: недавно пришло известие о том, что на границе в товарах церковной утвари сотрудники ФСБ нашли огромную партию взрывчатки — гексогена. Мы все помним 90-е годы, когда в Москве взрывали дома и общественный транспорт.

И если помните, тогда сотрудники ЖКХ проверяли все подвалы и чердаки. А кто сейчас может этим заняться, когда в Москве и Московской области всё ЖКХ укомплектовано мигрантами? А они, к сожалению, являются средой для вербовки террористов. Кто их вербует — Украина или ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) — это важно, но это дело второе. Вопрос: кому московские власти доверили чердаки и подвалы московских домов, по сути — безопасность города?

Это же столица государства, которое находится сейчас в осаде санкций и диверсантов. А если что-то начнётся, какими деньгами они это оправдают?

И какие предприниматели, которые используют дешёвый труд мигрантов, придут решать городские проблемы?

Я сразу могу ответить: никакие.

И вопросов в связи с этим возникает много, даже по поводу нашей спецоперации. Вы посмотрите: наши ребята уходят на войну добровольцами, вся страна в тылу старается помочь им чем только может. Скажем, я являюсь председателем благотворительного фонда Сергея Михеева. Начиная с мая 2022 года мы оказали помощь нашим ребятам более чем на 2 миллиарда рублей.

Работают люди не за деньги, а просто из любви к Родине, лично я вообще зарплаты не получаю. А что мы видим со стороны этих людей? Мы видим, что те, кто недавно получил гражданство, на учёт в военкомат вставать не хотят и говорят о том, что это «не наша война», что они «сами по себе». Вопрос в том, как мы собираемся с этими гражданами дальше строить государство, если их становится всё больше и больше.

Вот говорят, что поднимать такие вопросы — значит провоцировать межнациональную рознь.

Как раз больше всего межнациональную рознь разжигают коррумпированные правоохранители и местные власти, которые кроме денег ничего не видят.

Потому что создают почву проблем на долгие годы вперёд.

Вот о чём нужно думать. Настоящая стратегия должна быть направлена за горизонт, а не на то, кто сегодня уберёт сугроб.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

http://www.russdom.ru/node/12 984


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика